Рабочая программа дисциплины


1. Название дисциплины: Экспериментальные методы в современной акустике, часть 1


2. Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре.


3. Направление подготовки: 03.06.01 «Физика и Астрономия». Научная специальность: 01.04.06 «Акустика».


4. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП: курс относится к дисциплинам научной специальности вариативной части Блока 1, по результатам освоения которых обучающиеся сдают кандидатский экзамен по научной специальности.


5. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников).


Формируемые компетенции

(код компетенции)

Планируемые результаты обучения по дисциплине

УК-1

З1 (УК-1) Знать методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических экспериментальных задач в области ультразвуковых измерений в твердых телах, архитектурной акустики, градуировки акустических приемников и исследования отражающих свойств дна океана.

У1 (УК-1) Уметь анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов при исследовании экспериментальных задач в области ультразвуковых измерений в твердых телах, архитектурной акустики, градуировки акустических приемников и исследования отражающих свойств дна океана.

В1 (УК-1) Владеть навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических экспериментальных задач, в том числе в междисциплинарных областях (физика твердого тела, акустическая океанология, физика океана, архитектурная акустика).

УК-3

З1 (УК-3) Знать особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах в области исследовательских и практических экспериментальных задач ультразвуковых измерений в твердых телах, архитектурной акустики, градуировки акустических приемников и исследования отражающих свойств дна океана.

У1 (УК-3) Уметь следовать нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач в области исследовательских и практических экспериментальных задач ультразвуковых измерений в твердых телах, архитектурной акустики, градуировки акустических приемников и исследования отражающих свойств дна океана.

В1 (УК-3) Владеть навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах в области исследовательских и практических экспериментальных задач ультразвуковых измерений в твердых телах, архитектурной акустики, градуировки акустических приемников и исследования отражающих свойств дна океана.

УК-5

З1 (УК-5) Знать содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда в сфере акустики твердого тела, акустики океана и архитектурной акустики.

У1 (УК-5) Уметь формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей в сфере акустики твердого тела, акустики океана и архитектурной акустики.

В1 (УК-5) Владеть приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач в сфере акустики твердого тела, акустики океана и архитектурной акустики.

ОПК-1

Знать физические принципы основных методов экспериментальных акустических исследований в области физики твердого тела, физики океана и архитектурной акустики.

Уметь применять физические теории к описанию методов экспериментальных акустических исследований в области физики твердого тела, физики океана и архитектурной акустики.

Владеть методами экспериментальных акустических исследований в области физики твердого тела, физики океана и архитектурной акустики.


6. Объем дисциплины составляет 3 зачетных единицы, всего 108 часов, из которых 48 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателями (28 часов занятия лекционного типа, 8 часов занятия семинарского типа (семинары и научно-практические занятия), 2 часа групповые консультации, 6 часов индивидуальные консультации, 2 часа мероприятия текущего контроля успеваемости, 2 часа мероприятия промежуточной аттестации), 60 часов составляет самостоятельная работа аспиранта. Форма отчетности - зачет с оценкой.


7. Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия.

Для изучения дисциплины требуются знания в объеме курсов для бакалавриата («Введение в акустику», «Теоретические основы акустики», «Ультразвук в науке и технике») и для магистратуры «Физическая акустика твердого тела», «Физика океана», «Акустика океана», «Архитектурная и музыкальная акустика»).


8. Формат обучения: очный, дистанционное обучение не предусмотрено.


9. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий


Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),

форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего

(часы)

В том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы

из них

Самостоятельная работа обучающегося, часы

из них

Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Групповые консультации

Индивидуальные консультации

Учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости коллоквиумы, практические контрольные занятия и др)*

Всего

Выполне-ние домашних заданий

Подготов-ка рефератов и т.п..

Всего

Тема 1. Определение параметров твердых тел акустическими методами. Нелинейные уравнения состояния. Акустические волны в однородно-деформированных средах. Упругоакустический и электроакустический эффекты в твердых телах. Определение линейных и нелинейных термодинамических коэффициентов.

5

2





2

3


3

Тема 2. Измерение скорости и поглощения ультразвука в твердых телах. Импульсные и резонансные методы измерения скорости и поглощения ультразвука. Оптические методы измерений. Источники ошибок при ультразвуковых измерениях. Измерения дисперсии скорости и поглощения.

6

2





2

4


4

Тема 3. Абсолютные измерения в акустике твердого тела. Аппаратура и измерительные системы для проведения акустических измерений в твердых телах.

12

4

2




6

6


6

Тема 4. Акустические методы исследования энергетического спектра электронов в металлах и полупроводниках. Взаимодействие звуковых волн со свободными электронами в металлах и полупроводниках. акустоэлектронный и магнитоакустический эффекты. Понятие энергетического спектра электронов и его связь с физическими свойствами металлов.

13

2



2


4

4

5

9

Тема 5. «Статистический» и модовый методы описания звуковых полей в помещениях. Основные акустические характеристики помещений. Критерии акустического качества помещений различного назначения.

5

2





2

3


3

Тема 6. Методы измерений основных акустических характеристик помещений. Стандартные профессиональные программы для измерений, приборное обеспечение.

5

2





2

3


3

Тема 7. Методы физического и математического моделирования акустики помещений. Современные профессиональные программы для компьютерного моделирования акустики помещений.

10

2

2




4

6


6

Тема 8. Методы создания акустически трансформируемых помещений. Общие представления об «электронной архитектуре».

16

4



2

2

8

5

3

8

Тема 9. Общие вопросы градуировки, первичные и вторичные методы градуировки. Поверка измерительной аппаратуры. Метрологические характеристики звукоприемников. Градуировка гидрофонов методом сличения и замещения. Градуировка электроакустических преобразователей методом взаимности.

6

2





2

4


4

Тема 10. Градуировка приемников градиента давления в условиях свободного пространства, в слое жидкости и измерительном незаглушенном гидробассейне. Градуировка приемников градиента звукового давления в вертикальном колеблющемся столбе жидкости и на вибростоле. Оценка погрешности градуировки векторных приемников.

8

2

2




4

4


4

Тема 11. Современные направления изучения отражающих характеристик дна океана. Характеристики дна океана, существенные для отражения звука (неровности поверхности дна, физические свойства донных осадков, неоднородность грунта).

8

2



2


4

4


4

Тема 12. Методы проведения экспериментов по исследованию отражающих свойств подводного грунта и обработка результатов измерения. Технические средства и временные режимы излучения и приема звукового сигнала. Обработка информации и погрешности измеряемых величин. Векторно-фазовые методы исследования отражающих характеристик подводного грунта.

12

2

2

2



6

3

3

6

Промежуточная аттестация

2



2

2


Итого

108

28

8

2

6

4

48

49

11

60


10. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы аспирантов по дисциплине.


Самостоятельная работа аспиранта проводится в виде изучения рекомендованной литературы, решения задач, написания рефератов.

Текущий контроль осуществляется путем индивидуального обсуждения с преподавателем решений задач и рефератов, а также путем групповой дискуссии в группе аспирантов при участии преподавателя.


11. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине.


РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине (модулю)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине (модулю) и

ШКАЛА оценивания


ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ*



2

3

4

5


З1 (УК-1) Знать методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических экспериментальных задач в области ультразвуковых измерений в твердых телах, архитектурной акустики, градуировки акустических приемников и исследования отражающих свойств дна океана.

Фрагментарные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач

Общие, но не структурированные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных.

Сформированные систематические знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, рейтинг

У1 (УК-1) Уметь анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов при решении исследовательских и практических экспериментальных задач в области ультразвуковых измерений в твердых телах, архитектурной акустики, градуировки акустических приемников и исследования отражающих свойств дна океана.

Частично освоенное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов

В целом успешно, но не систематически осуществляемые анализ альтернативных вариантов решения исследовательских и практических задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов

В целом успешно, но содержащие отдельные пробелы анализ альтернативных вариантов решения исследовательских задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов

Сформированное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, написание реферата, рейтинг

В1 (УК-1) Владеть навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических экспериментальных задач, в том числе в междисциплинарных областях (физика твердого тела, акустическая океанология, физика океана, архитектурная акустика).

Фрагментарное применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач

В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач

Успешное и систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, защита реферата, рейтинг

З1 (УК-3) Знать особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах в области исследовательских и практических экспериментальных задач ультразвуковых измерений в твердых телах, архитектурной акустики, градуировки акустических приемников и исследования отражающих свойств дна океана.

Фрагментарные знания особенностей предоставления результатов научной деятельности в устной и письменной форме

Неполные знания особенностей представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме, при работе в российских и международных коллективах

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных особенностей представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах

Сформированные и систематические знания особенностей представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, рейтинг

У1 (УК-3) Уметь следовать нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач в области исследовательских и практических экспериментальных задач ультразвуковых измерений в твердых телах, архитектурной акустики, градуировки акустических приемников и исследования отражающих свойств дна океана.

Фрагментарное следование нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач

В целом успешное, но не систематическое следование нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение следовать основным нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач

Успешное и систематическое следование нормам, принятым в научном общении, для успешной работы в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, написание реферата, рейтинг

В1 (УК-3) Владеть навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах в области исследовательских и практических экспериментальных задач ультразвуковых измерений в твердых телах, архитектурной акустики, градуировки акустических приемников и исследования отражающих свойств дна океана.

Фрагментарное применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах

В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах

В целом успешное, но сопровождающееся отдельными ошибками применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах

Успешное и систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, защита реферата, рейтинг

З1 (УК-5) Знать содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда в сфере акустики твердого тела, акустики океана и архитектурной акустики.

Допускает существенные ошибки при раскрытии содержания процесса целеполагания, его особенностей и способов реализации.

Демонстрирует частичные знания содержания процесса целеполагания, некоторых особенностей профессионального развития и самореализации личности,

указывает способы реализации, но не может обосновать возможность их использования в конкретных ситуациях.

Демонстрирует знания сущности процесса целеполагания, отдельных особенностей процесса и способов его реализации, характеристик профессионального развития личности, но не выделяет критерии выбора способов целереализации при решении профессиональных задач.

Раскрывает полное содержание процесса целеполагания, всех его особенностей, аргументированно обосновывает критерии выбора способов профессиональной и личностной целереализации при решении профессиональных задач.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, рейтинг

У1 (УК-5) Уметь формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей в сфере акустики твердого тела, акустики океана и архитектурной акустики.

Допускает существенные ошибки при раскрытии содержания процесса целеполагания, его особенностей и способов реализации.

Демонстрирует частичные знания содержания процесса целеполагания, некоторых особенностей профессионального развития и самореализации личности,

указывает способы реализации, но не может обосновать возможность их использования в конкретных ситуациях.

Демонстрирует знания сущности процесса целеполагания, отдельных особенностей процесса и способов его реализации, характеристик профессионального развития личности, но не выделяет критерии выбора способов целереализации при решении профессиональных задач.

Раскрывает полное содержание процесса целеполагания, всех его особенностей, аргументированно обосновывает критерии выбора способов профессиональной и личностной целереализации при решении профессиональных задач.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, написание реферата, рейтинг

В1 (УК-5) Владеть приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач в сфере акустики твердого тела, акустики океана и архитектурной акустики.

Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, допуская ошибки при выборе приемов и технологий и их реализации.

Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, давая не полностью аргументированное обоснование предлагаемого варианта решения.

Владеет приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, полностью аргументируя предлагаемые варианты решения.

Демонстрирует владение системой приемов и технологий целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению нестандартных профессиональных задач, полностью аргументируя выбор предлагаемого варианта решения.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, защита реферата, рейтинг

ОПК-1. Знать физические принципы основных методов экспериментальных акустических исследований в области физики твердого тела, физики океана и архитектурной акустики.

Допускает существенные ошибки при описании соответствующих методов.

Допускает отдельные ошибки при описании соответствующих методов.

Демонстрирует знание сущности при описании соответствующих методов в стандартных ситуациях.

Демонстрирует знание сущности при описании соответствующих методов нестандартных ситуациях.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, рейтинг

ОПК-1. Уметь применять физические теории к описанию методов экспериментальных акустических исследований в области физики твердого тела, физики океана и архитектурной акустики.

Допускает существенные ошибки при применении соответствующих методов.

Допускает отдельные ошибки при применении соответствующих методов.

Демонстрирует знание сущности при применении соответствующих методов в стандартных ситуациях.

Демонстрирует знание сущности при применении соответствующих методов нестандартных ситуациях.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, написание реферата, рейтинг

ОПК-1. Владеть методами экспериментальных акустических исследований в области физики твердого тела, физики океана и архитектурной акустики.

Допускает существенные ошибки при использовании соответствующих методов.

Допускает отдельные ошибки при использовании соответствующих методов.

Демонстрирует знание сущности при использовании соответствующих методов в стандартных ситуациях.

Демонстрирует знание сущности при использовании соответствующих методов нестандартных ситуациях.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, защита реферата, рейтинг


Вопросы и задания по курсу:

По теории:

  1. Опишите основные критерии акустического качества помещений и основные методы их экспериментального определения.

  2. Дайте определения стандартного времени реверберации и времени реверберации по раннему спаду. Какова их корреляция?

  3. Что такое индекс ясности С80 и каковы пределы его изменения в залах различного назначения с хорошей акустикой?

  4. Как изменяется оптимальное время реверберации в зависимости от объема помещения и его назначения?

  5. Опишите основные особенности импульсного метода измерения акустических свойств помещений.

  6. Опишите основные методы создания акустически трансформируемых помещений.

  7. Опишите упругоакустический и электроакустический эффекты в твердых телах.

  8. Какие методы определения линейных и нелинейных термодинамических коэффициентов Вы знаете? Опишите их.

  9. Опишите импульсные и резонансные методы измерения скорости и поглощения ультразвука.

  10. Каковы основные источники ошибок при ультразвуковых измерениях?

  11. Что такое первичные и вторичные методы градуировки звукоприемников?

  12. Что такое поверка измерительной аппаратуры?

  13. Расскажите о градуировке гидрофонов методом сличения и замещения

  14. Расскажите о градуировке электроакустических преобразователей методом взаимности.

  15. Опишите градуировку приемников градиента давления в слое жидкости.

  16. Расскажите о градуировке приемников градиента давления в измерительном незаглушенном гидробассейне.

  17. Опишите основные методы исследования отражающих свойств подводного грунта.

  18. Расскажите об исследовании отражающих свойств дна по частотно-угловым характеристикам модуля коэффициента отражения.

  19. Опишите определение коэффициента отражения от дна с одновременной регистрацией звукового давления и компонент колебательной скорости.

  20. Расскажите о методах изучения отражающих свойств дна основанные на измерения разности фаз между звуковым давлением и вертикальной и горизонтальной составляющих колебательной скорости.

  21. Каковы основные трудности регистрации сигналов в низкочастотном диапазоне?

  22. Каковы особенности векторно-фазовой структуры акустических полей в инфразвуковом диапазоне?

По эксперименту:

  1. Опишите основные особенности импульсного метода измерения акустических свойств помещений.

  2. Расскажите о методах измерения скорости и поглощения ультразвука в твердых телах.

  3. Опишите конструкцию векторного звукоприемника и его разновидности.

  4. Как измерить коэффициент отражения методом стоячих волн?

  5. Опишите, что такое шумомер и как им пользоваться при измерении уровней звука и шума. Что такое уровень звука (по шкале ДбА шумомера)?

  6. Как измерить чувствительность звукоприемника в «неприспособленном» помещении?



Крупноформатные цветные фотографии и цветные наглядные иллюстрации различных объектов и явлений, изучаемых в курсе. Посещение реверберационной и звукомерной камер, а также гидроакустического бассейна кафедры акустики с описанием и обсуждением решаемых в них задач.


12. Ресурсное обеспечение:

  1. Анерт В., Стеффен Ф. Техника звукоусиления. Теория и практика. / пер. с нем. – М.: Эра, 2003.

  2. Макриненко Л.И. Акустика помещений общественных зданий. – М.: Стройиздат, 1986.

  3. Йордан В.Л. Акустическое проектирование концертных залов и театров / пер. с англ. – М.: Стройиздат, 1986.

  4. Рейхардт В. Акустика общественных зданий / пер. с нем. – М.: Стройиздат, 1984.

  5. Ginn K.B. Architectural acoustics. – Naerum: Bruel Kjaer, 1978.

  6. Ando Y. Concert hall acoustics. – Berlin – Heidelberg – New York – Tokyo, Springer-Verlag, 1985.

  7. Beranek L. Concert and Opera Halls: How They Sound. – Woodbury: Acoustical Society of America, 1996.

  8. Music and concert hall acoustics. Conference Proceedings from MCHA 1995 / Ed. by Y.Ando and D.Noson. – London: Academic Press, 1997.

  9. Лямов В.Е. Поляризационные эффекты и анизотропия взаимодействия акустических волн в кристаллах. – М.: МГУ, 1983.

  10. Красильников В.А., Крылов В.В. Введение в физическую акустику. – М.: Наука, 1984.

  11. Труэлл Р., Эльбаум Ч., Чик Б. Ультразвуковые методы в физике твердого тела. – М.: Мир, 1972.

  12. Такер Д., Рэмптон В. Гиперзвук в физике твердого тела. – М.: Мир, 1975.

  13. Хоровиц П., Хилл У. Искусство схемотехники. – М.: Мир, 1993, т.1, 2, 3.

  14. Кайно Г. Акустические волны. – М.: Мир, 1993.

  15. Баранский К.Н. Физическая акустика кристаллов. – М.: МГУ, 1991.

  16. Ультразвук. Маленькая энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1980.

  17. Физическая акустика / под ред. У. Мезона. Т.1-7. – М.: Мир, 1966-1978.

  18. Колесников А.Е. Акустические измерения. - Л. “Судостроение”, 1983.

  19. Боббер Р. Гидроакустические измерения - М.: Мир, 1974.

  20. Акустика океана. /Под ред. Л.М.Бреховских. - М.: Наука, 1974.

  21. Гордиенко В.А.. Векторно-фазовые методы в акустике. - М.: Физматлит, 2007.

  22. Шум на транспорте. Под ред. Нельсона П. // М.: Транспорт, 1995., 368 с.

  23. К. В. Фролов, И. Ф. Гончаревич, П. П. Лихнов. Инфразвук, вибрация, человек М.Машиностроение 1996.

  24. Гончаренко Б.И., Миронов Р.А. Исследование поля щумов железнодорожного транспорта на низких частотах за акустическим экраном // Архитектурная и строительная акустика. Шумы и вибрации. Сборник трудов XХ Сессии Российского акустического общества. Т.3. – М.: ГЕОС, 2008. С.206-210.


  1. Сайт журнала «Акустический журнал» http://www.akzh.ru/

  2. Сайт журнала «Техническая акустика» http://www.ejta.org/ru


Программное обеспечение по измерению свойств твердых тел ультразвуковыми методами, примеры акустического компьютерного моделирования акустики помещений.


Реверберационная и звукомерная камеры, а также гидроакустический бассейн кафедры акустики.


13. Язык преподавания. Русский


  1. Преподаватели. Коробов Александр Иванович, профессор, д. физ.-мат. наук, кафедра акустики;

Кравчун Павел Николаевич, доцент, канд. физ.-мат. наук, кафедра акустики;

Гончаренко Борис Иванович, ст. научный сотрудник, канд. физ.-мат. наук, кафедра акустики.