Рабочая программа дисциплины


1. Название дисциплины: Информационно-технологическое обеспечение научной деятельности аспирантов.


2. Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре.


3. Направление подготовки: 03.06.01 «Физика и Астрономия». Научная специальность: 01.04.06 «Акустика» и все другие специальности,

входящие в указанное направление подготовки.


4. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП: курс относится к дисциплинам, включенным в Блок 3 и входящим в вариативную часть Программы аспирантуры по указанному направлению подготовки и указанным начным специальностям (см. предыдущий п. 3).


5. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников):


Формируемые компетенции

(код компетенции)

Планируемые результаты обучения по дисциплине

УК-1

Согласно данной компетенции аспиранты после обучения по представляемой дисциплине должны быть способны к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей в процессе написания научных статей, разработки научных проектов и через другие продукты научной деятельности, методы эффективного создания которых изучаются в представляемой данной программой дисциплине.

Аспирант должен:

З1 (УК-1) Знать инструментарий (информационные технологии, основы научного редактирования, рецензирования и т.п.) эффективного ведения научной работы при обучении в аспирантуре и создания необходимых видов научной продукции (научные статьи, диссертационная работа, научные проекты). Для этого аспиранты должны также знать методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при проведении научных исследований и производстве научной продукции.

У1 (УК-1) Уметь анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов при проведении научных исследований и производстве научной продукции во время обучения в аспирантуре.

В1 (УК-1) Владеть навыками анализа методологических проблем, возникающих при проведении научных исследований и производстве научной продукции во время обучения в аспирантуре.

УК-3

Через освоение в представляемой данной программой дисциплине методами и технологиями подготовки (разработки) научных проектов аспирант будет готов участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач.

Прослушав представляемый данной программой лекционный курс, аспирант должен:

З1 (УК-3) Знать особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах

У1 (УК-3) Уметь следовать нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач в области своей специализации.

В1 (УК-3) Владеть навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах в области своей специализации.

УК-5

Представляемый данной программой лекционный курс формирует способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. При этом аспирант должен:

З1 (УК-5) Знать содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда в сфере научной деятельности и вузовской преподавательской работы.

У1 (УК-5) Уметь формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей в сфере научной деятельности и вузовской преподавательской работы.

В1 (УК-5) Владеть приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач в сфере научной деятельности и вузовской преподавательской работы.

ОПК-1

Знать физические принципы основных методов исследования различных процессов и явлений в области своей научной специализации для проведения научной работы в аспирантуре и для производства необходимой научной продукции (научные статьи, диссертационная работа, научные проекты).

Уметь применять физические теории к описанию соответствующих методов исследования явлений и процессов в области своей научной специализации.

Владеть методиками построения моделей, описывающих изучаемые явления и процессы области своей научной специализации.


6. Объем дисциплины составляет 2 зачетных единицы, всего 72 часов, из которых 48 часа составляет контактная работа аспиранта с преподавателями (30 часов занятия лекционного типа, 6 часов занятия семинарского типа (семинары и научно-практические занятия), 2 часа групповые консультации, 6 часов индивидуальные консультации, 4 часа мероприятия аттестации), 24 часа составляет самостоятельная работа аспиранта. Форма отчетности - зачет с оценкой.


7. Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия.

Для изучения дисциплины требуются знания в объеме курсов для бакалавриата («Ознакомительные лекции в научной библиотеке по вопросам научно-библиотечной информации») и для магистратуры («История физики»).


8. Формат обучения: очный, дистанционное обучение не предусмотрено.


9. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий


Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),

форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего

(часы)

В том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы

из них

Самостоятельная работа обучающегося, часы

из них

Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Групповые консультации

Индивидуальные консультации

Учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости коллоквиумы, практические контрольные занятия и др)*

Всего

Выполне-ние домашних заданий

Подготовка рефератов

и т.п..

Всего

Тема 1. Вводные сведения о курсе и его разделах; литература для работы над курсом.

Особенность и специфика учебной и научной деятельности в аспирантуре, характеристика требуемых показателей успешного обучения в аспирантуре. Роль данного курса в успешном освоении научно-учебной работы в аспирантуре и его практическая польза в будущей трудовой деятельности аспирантов.

3

2





2

1


1

Тема 2. Основные этапы в работе над диссертацией, их краткая характеристика и специфика. Основные руководящие и ориентирующие документы, нормативы и требования для процесса подготовки диссертации и ее защиты.

Пример плана-графика работы и мероприятий полного цикла работы над диссертацией и ее защиты.

Мероприятия повышенного внимания и постоянного контроля во время учебы в аспирантуре: а) подготовка и сдача кандидатских экзаменов, б) подготовка и публикация научных статей в журналах из рекомендованного списка ВАК.

4

2





2

2


2

Тема 3. Технология и организация работы над диссертацией (процесс научно-исследовательской работы и процесс непосредственного создания (написания) диссертационной работы).

Структура диссертационной работы и характеристика основных структурных элементов с качественными показателями (требованиями и рекомендациями). Размещение диссертации в интернете (по новому положению).

4

2





2

2


2

Тема 4. Автореферат диссертации: требования, нормативы, содержание, рассылка.

Этап предзащиты: предварительное представление диссертации, предварительная экспертиза, официальные оппоненты и отзывы от оппонентов, оппонирующая организация и ее отзыв, отзыв руководителя, отзывы на автореферат.

Подготовка проекта Заключения Диссертационного Совета по защите диссертации.

6

2



2


4

2


2

Тема 5. Этап защиты диссертации, процедурные вопросы и мероприятия, регламент, практические советы.

Заключительный этап после защиты диссертации: подготовка комплекта документов для отправки в ВАК.

6

2

2




4

2


2

Тема 6. Знакомство с основными информационными базами научной и справочной литературы (с акцентом на литературу естественно-научного профиля).

Информационные базы кафедры акустики физического факультета МГУ; общая характеристика, возможности и основные правила пользования этими базами.

6

2

2




4

2


2

Тема 7. Введение в наукометрию, ее методы.

Основные принципы оценочного ранжирования научных журналов (импакт-факторы); данные по наиболее известным физическим журналам. Оценочные системы и оценочные индексы научных публикаций, примеры.

6

2



2


4

2


2

Тема 8. Основные принципы написания и оформления рукописи научной статьи; характерные требования к рукописи статьи в редакциях российских и зарубежных журналов; элементы редакторской правки рукописи.

4

2





2

2


2

Тема 9. Общие правила и практические советы по подготовке научных проектов на конкурсы, в т.ч. на получение гранта (на примере конкурсов РФФИ и РНФ); обзор основных конкурсных проектов РФФИ и РНФ.

Обзор специальных конкурсов для аспирантов и молодых научных работников (в т.ч., по линии Российской Академии Наук).

Краткий обзор зарубежных фондов, проектов, конкурсов (в т.ч., специально для аспирантов-акустиков).

6

2

2




4

2


2

Тема 10. Основы рецензирования научных работ (статей, проектов и др.).

Отечественные и зарубежные сообщества научных экспертов; экспертная деятельность.

Элементы патентоведения.

6

2



2


4

2


2

Тема 11. Методические материалы для молодых научных работников по организации и планированию научной работы.

Основные закономерности развития науки и исторический процесс становления научно-исследовательской деятельности как профессиональной трудовой занятости (работы). Принципы организации и планирования научной трудовой деятельности в России и развитых зарубежных странах.

6

4





4

2


2

Тема 12. Элементы инновационно-научного бизнеса.

5

2


2



4

1


1

Тема 13. Методические материалы для аспирантов как будущих преподавателей высших учебных заведений.

Педагогическая профессия: характеристика, история и тенденции её развития.

Преподаватель высшей школы как профессия. Должностные уровни: от аспиранта до профессора.

Методическая работа преподавателя вуза.

Основы педагогического мастерства с учетом специфики преподавания в вузе.

Формы проведения занятий и методика преподавания в высшей школе.

6

4





4

2


2

Аттестация

4





4

4




Итого

72

30

6

2

6

4

48

24


24


10. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы аспирантов по дисциплине.


Самостоятельная работа аспиранта проводится в виде изучения рекомендованной литературы, решения задач, написания рефератов.

Текущий контроль осуществляется путем индивидуального обсуждения с преподавателем решений задач и рефератов, а также путем групповой дискуссии в группе аспирантов при участии преподавателя.


11. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине.


РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине (модулю)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине (модулю) и

ШКАЛА оценивания


ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ*



2

3

4

5


З1 (УК-1) Знать инструментарий (информационные технологии, основы научного редактирования, рецензирования и т.п.) эффективного ведения научной работы при обучении в аспирантуре и создания необходимых видов научной продукции (научные статьи, диссертационная работа, научные проекты). Для этого аспиранты должны также знать методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при проведении научных исследований и производстве научной продукции.

Фрагментарные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач

Общие, но не структурированные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных.

Сформированные систематические знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, рейтинг

У1 (УК-1) Уметь анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов при проведении научных исследований и производстве научной продукции во время обучения в аспирантуре.

Частично освоенное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов

В целом успешно, но не систематически осуществляемые анализ альтернативных вариантов решения исследовательских и практических задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов

В целом успешно, но содержащие отдельные пробелы анализ альтернативных вариантов решения исследовательских задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов

Сформированное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, написание реферата, рейтинг

В1 (УК-1) Владеть навыками анализа методологических проблем, возникающих при проведении научных исследований и производстве научной продукции во время обучения в аспирантуре.

Фрагментарное применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач

В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач

Успешное и систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, защита реферата, рейтинг

З1 (УК-3) Знать особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах


Фрагментарные знания особенностей предоставления результатов научной деятельности в устной и письменной форме

Неполные знания особенностей представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме, при работе в российских и международных коллективах

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных особенностей представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах

Сформированные и систематические знания особенностей представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, рейтинг

У1 (УК-3) Уметь следовать нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач в области своей специализации.


Фрагментарное следование нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач

В целом успешное, но не систематическое следование нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение следовать основным нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач

Успешное и систематическое следование нормам, принятым в научном общении, для успешной работы в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, написание реферата, рейтинг

В1 (УК-3) Владеть навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах в области своей специализации.

Фрагментарное применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах

В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах

В целом успешное, но сопровождающееся отдельными ошибками применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах

Успешное и систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, защита реферата, рейтинг

З1 (УК-5) Знать содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда в сфере научной деятельности и вузовской преподавательской работы.

Допускает существенные ошибки при раскрытии содержания процесса целеполагания, его особенностей и способов реализации.

Демонстрирует частичные знания содержания процесса целеполагания, некоторых особенностей профессионального развития и самореализации личности,

указывает способы реализации, но не может обосновать возможность их использования в конкретных ситуациях.

Демонстрирует знания сущности процесса целеполагания, отдельных особенностей процесса и способов его реализации, характеристик профессионального развития личности, но не выделяет критерии выбора способов целереализации при решении профессиональных задач.

Раскрывает полное содержание процесса целеполагания, всех его особенностей, аргументированно обосновывает критерии выбора способов профессиональной и личностной целереализации при решении профессиональных задач.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, рейтинг

У1 (УК-5) Уметь формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей в сфере научной деятельности и вузовской преподавательской работы.

Допускает существенные ошибки при раскрытии содержания процесса целеполагания, его особенностей и способов реализации.

Демонстрирует частичные знания содержания процесса целеполагания, некоторых особенностей профессионального развития и самореализации личности,

указывает способы реализации, но не может обосновать возможность их использования в конкретных ситуациях.

Демонстрирует знания сущности процесса целеполагания, отдельных особенностей процесса и способов его реализации, характеристик профессионального развития личности, но не выделяет критерии выбора способов целереализации при решении профессиональных задач.

Раскрывает полное содержание процесса целеполагания, всех его особенностей, аргументированно обосновывает критерии выбора способов профессиональной и личностной целереализации при решении профессиональных задач.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, написание реферата, рейтинг

В1 (УК-5) Владеть приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач в сфере научной деятельности и вузовской преподавательской работы.

Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, допуская ошибки при выборе приемов и технологий и их реализации.

Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, давая не полностью аргументированное обоснование предлагаемого варианта решения.

Владеет приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, полностью аргументируя предлагаемые варианты решения.

Демонстрирует владение системой приемов и технологий целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению нестандартных профессиональных задач, полностью аргументируя выбор предлагаемого варианта решения.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, защита реферата, рейтинг

ОПК-1. Знать физические принципы основных методов исследования различных процессов и явлений в области своей научной специализации для проведения научной работы в аспирантуре и для производства необходимой научной продукции (научные статьи, диссертационная работа, научные проекты).

Допускает существенные ошибки при описании соответствующих методов.

Допускает отдельные ошибки при описании соответствующих методов.

Демонстрирует знание сущности при описании соответствующих методов в стандартных ситуациях.

Демонстрирует знание сущности при описании соответствующих методов нестандартных ситуациях.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, рейтинг

ОПК-1. Уметь применять физические теории к описанию соответствующих методов исследования явлений и процессов в области своей научной специализации.

Допускает существенные ошибки при применении соответствующих методов.

Допускает отдельные ошибки при применении соответствующих методов.

Демонстрирует знание сущности при применении соответствующих методов в стандартных ситуациях.

Демонстрирует знание сущности при применении соответствующих методов нестандартных ситуациях.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, написание реферата, рейтинг

ОПК-1. Владеть методиками построения моделей, описывающих изучаемые явления и процессы области своей научной специализации.

Допускает существенные ошибки при использовании соответствующих методов.

Допускает отдельные ошибки при использовании соответствующих методов.

Демонстрирует знание сущности при использовании соответствующих методов в стандартных ситуациях.

Демонстрирует знание сущности при использовании соответствующих методов нестандартных ситуациях.

Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, защита реферата, рейтинг


Вопросы и задания по курсу:

По теории:

  1. Расскажите об историческом развитии аспирантуры как специальной формы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации; особенности организации и функционирования аспирантуры на данном временном этапе.

  2. Расскажите об организации обучения в аспирантуре, об основных этапах, требованиях и показателях успешного прохождения аспирантуры.

  3. Охарактеризовать основные этапы работы над диссертацией, процедурные вопросы и нормативы.

  4. Дать характеристику основным информационно-поисковым системам и базам, а также основным методам и технологиям поиска научной информации.

  5. Рассказать об основных идеях и показателях наукометрических оценок научной продукции и результатов научной деятельности работника.

  6. Краткая информация о патентовании научных идей и результатов.

  7. Рассказать об основных принципах подготовки (написании) научной статьи и процедуре ее опубликования.

  8. Основные подходы и методы для подготовки заявок на реализацию научных проектов и для участия в конкурсах на получение научных грантов.

  9. Осветить принципы организации и планирования научной трудовой деятельности.

  10. Дать представление о специфике педагогической деятельности в ВУЗе.


По практическому применению знаний лекционного курса:

  1. Подготовить варианты названия, содержании и аннотации своей будущей диссертационной работы на основе выбранной научной темы для прохождения аспирантуры.

  2. Осуществить информационный поиск научной литературы по своей научной теме (возможные параметры поиска задаются лектором).

  3. Определить наукометрические характеристики научных журналов из списка ВАКа по своей научной тематике.

  4. Провести ограниченный патентный поиск (с описанием его результатов) по своей научной тематике (параметры патентного поиска согласовываются с лектором).

  5. Подготовить укороченный вариант научного проекта по нормам РФФИ в рамках своей научной темы.

  6. Разработать вариант лекционного курса по своей научной теме.



а) Методические рекомендации «Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения», Саратовский

гос. университет, 2014

б) Собственный фонд оценочных средств и критериев, созданный в результате многолетней университетской педагогической

деятельности

12. Ресурсное обеспечение:

1. Капица П.Л. Письма о науке. 1930–1980. М.: Московский рабочий, 1989.

2. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1974, 1977, 1981, 1987.

3. Резник С.Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности. М.: ИНФРА-М, 2012.

4. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. М.: ИНФА – М, 2010

5. Андреев Г.И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: в помощь написания

диссертации и рефератов. М.: Финансы и статистика, 2003.

6. ГОСТ 15.101–98. Порядок выполнения научно-исследовательских работ.

7. ГОСТ 7.32–2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила

оформления.

8. Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформления. М.: Дашков и К, 2006.

9. Шамаев В.Г. Методология создания деривативной интегрированной информационно-коммуникационной системы

и ее когнитивные свойства. Модели, технологии, продукты. М.: ВИНИТИ, 2007. — С. 208.

10. Шамаев В.Г., Малинина К.О Формирование электронных информационных ресурсов по геофизике: Интернет-

энциклопедия по экологии М.: ВИНИТИ, 2008. С. 240


1. Информационный ресурс кафедры акустики МГУ http://www.akdate.ru

2. Информационная база кафедры акустики МГУ по материалам «Акустического журнала» http://www.akzh.ru/


а) сопровождение лекций визуальной информацией (посредством компьютерного проектора и специально подготовленных слайдов),

б) демонстрация на компьютере через интернет методов и технологий информационного поиска.


а) персональные компьютеры с подключением к интернету для проведения демонстрационных и практических занятий

по информационному поиску.

б) компьютерный проектор для демонстрации наглядных материалов по лекционному курсу.


13. Язык преподавания. Русский


14. Преподаватели: Маков Юрий Николаевич, доцент, канд. физ.-мат. наук, кафедра акустики;

Руденко Олег Владимирович, академик РАН, доктор физ.-мат. наук, профессор, кафедра акустики;

Шамаев Владимир Григорьевич, ст. научный сотрудник, канд. физ.-мат. наук, кафедра акустики.